Информация по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом, в котором управление осуществляется несколькими организациями
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее-Инспекция) проводится систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, юридическими лицами и гражданами своей деятельности. В результате было выявлено, что в ряде случаев в одном многоквартирном доме управление осуществляется одновременно несколькими способами, а именно управление товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и управляющей организацией.
Согласно положениям статей 36, 44-48 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме решают вопросы выбора способа управления, а также вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом, в том числе и содержания, исключительно на общем собрании собственников помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременное совмещение в одном многоквартирном доме нескольких способов управления, а также управление многоквартирным домом несколькими организациями, противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ, и реализовывалось собственниками помещений путем проведения отдельных собраний (по парадным), которые не могут быть учтены как общее собрание собственников помещений всего дома согласно ст.ст.44-48 Жилищного кодекса РФ и, следовательно, не может быть принято как исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору способа управления.
По результатам проведенной работы Инспекцией было установлено 96 многоквартирных домов, разделенных по парадным, которыми управляют различные организации.
Одновременное управление одним многоквартирным домом несколькими организациями порождает такие проблемы как: ненадлежащее содержание общего имущества; различные способы формирования фонда капитального ремонта на одном доме и, как следствие различные сроки проведения одних и тех же видов работ; нарушения прав граждан на владения, пользование и распоряжение общим долевым имуществом.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее — Федеральный закон №189-ФЗ), ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт МКД, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением МКД на основании положений раздела VIII ЖК РФ. Таким образом, управление секцией (секциями) МКД, созданной до 01.03.2005, соответствует закону вплоть до выбора способа управления в силу ЖК РФ.
После 01.03.2005 выбор способа управления секцией МКД отдельно от всего дома не соответствует закону. По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу. Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила и может иметь место в силу прямого указания закона.
В соответствии с ч.1 Федерального закона №189-ФЗ, орган местного самоуправления, в соответствии с положениями ст.161 ЖК РФ, проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в МКД до 1 января 2007 года не выбран способ управления МКД или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления МКД не было реализовано.
Поэтому, если дом является единым целым и в его отдельных секциях реализованы разные способы управления, т.е. собственники не выбрали способ управления домом в соответствии с ЖК РФ, за них это должен был сделать орган местного самоуправления в силу п.1 ст.18 Федерального закона №189-ФЗ.
На основании изложенного, Инспекцией направлено письмо №02-6901/16-0-0 от 26.04.2016 в администрации районов Санкт-Петербурга по принятию мер к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в которых управление осуществляется несколькими организациями.
Жилищным комитетом в адрес администраций Санкт-Петербурга письмом № 02-12-191/16-0-1 от 04.08.2016 направлены разъяснения с предложением проведения в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется несколькими организациями, общих собраний, а в случае, если собственниками на общем собрании не будет выбран способ управления (с определением единственной организации для управления МКД) или принятое решение о выборе способа управления не будет реализовано, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации. С разъяснениями можно ознакомиться на сайте Жилищного комитета: http://gilkom-complex.ru/, в разделе «деятельность», вкладка «школа грамотного потребителя», файл «Информация об управлении одним многоквартирным домом несколькими управляющими компаниями».
После выбора способа управления и его реализации, члены товариществ и кооперативов могут в порядке, установленном ст.ст. 123, 141 ЖК РФ, 61 ГК РФ, принять решение о ликвидации товариществ и кооперативов.
Также, на сайте Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» по адресу: http://guion.spb.ru, в разделе «новости» размещена информация об учете в качестве самостоятельных строений частей многоквартирных домов, находящихся в управлении нескольких управляющих организаций. Согласно данным разъяснениям, с учетом письма ФГБУ «ФКП Росреестра» от 03.04.2015 № 10-0907-КЛ, объекты недвижимости могут быть образованы как самостоятельные в результате раздела многоквартирного дома, ранее учтенного в качестве единого объекта капитального строительства, только в случае проведения реконструкции такого многоквартирного дома. При этом, в случае проведения такой реконструкции государственный кадастровый учет вновь образованных в результате раздела Объектов не представляется возможным без разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию в отношении Объектов. Кроме того, для подготовки технических планов в отношении вновь образованных Объектов потребуется проведение обследования всех помещений (квартир, нежилых помещений, мест общего пользования).
Просим учесть указанные требования законодательства РФ при решении вопроса выбора способа управления многоквартирным домом.
Разъяснение ГУИОН
http://guion.spb.ru/news/informatsiya-ob-uchete-v-kachestve-samostoyatelnyh-stroeniy-chastey-mnogokvartirnyh-domov-nahodyaschihsya-v-upravlenii-neskolkih-upravlyayuschih-kompaniy
Разъяснения Жилищного комитета
http://gilkom-complex.ru/2009-10-15-16-33-37/2015-04-06-12-25-12?item=1978
Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 03.04.2015 № 10-0907-КЛ
Дата изменения: 30 мая 2018 г.
www.gov.spb.ru
Управление многоквартирным домом
Конституция РФ закрепляет право каждого гражданина иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Указанное конституционное положение отражено в жилищном законодательстве: собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют управление многоквартирным жилым домом при минимальном вмешательстве органов власти. В России происходит постепенное становление собственника, понимание им своей роли в эффективном управлении недвижимостью, увеличении ее стоимости и рыночной привлекательности. В данной статье попытаемся сформулировать понятие «управление многоквартирным жилым домом», определим условные критерии выбора способа управления многоквартирным домом и обозначим договорные связи при каждом способе управления.
Что есть управление многоквартирным домом?
Вновь принятый Жилищный кодекс РФ не дает понятия «управление многоквартирным жилым домом», хотя этой области деятельности посвящен целый раздел. Для того чтобы дать определение какому-либо явлению, необходимо выделить его признаки.
Признаки управления многоквартирным домом:
Деятельность. Управление – это всегда деятельность, процесс, растянутый во времени. Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома – с момента его постройки и до момента сноса.
Объект. Вектор любого управления направлен на какой-либо объект.
По объекту управления выделяют формы управления многоквартирным домом:
управление жилищным фондом – это деятельность по управлению всеми помещениями (квартирами, комнатами), находящимися в собственности одного лица;
управление общим имуществом в доме – осуществляется собственниками помещений в доме либо лицом, привлеченным собственниками.
- Субъект. Субъект управления – лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемый объект в целях обеспечения его функционирования и движения к заданной цели.
Субъект управления:
осуществляет управленческую и организационную работу;
принимает решения;
обеспечивает достижение поставленных целей.
При управлении многоквартирным домом, субъектом управления являются собственники помещений в многоквартирном доме (первичный субъект) или лица, привлеченные ими для управления домом (опосредованный субъект). В некоторых случаях субъектом управления многоквартирным домом могут быть органы местного самоуправления (в случае, если собственники сами не выбирают способ управления домом, за них управляющую компанию выбирают органы местного самоуправления, п. 4 ст. 161 ЖК РФ).
Целенаправленность. Любая деятельность по управлению имеет определенные цели и задачи. Так, управление многоквартирным домом осуществляется в целях обеспечения: благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласованность и единство. Управление многоквартирным домом, жилые и нежилые помещения в котором принадлежат различным собственникам, может осуществляться только на основе единых условий, согласованных ими. Собственники могут вырабатывать эти условия сами или делегировать свои права по их формированию управомоченному ими лицу, которое и будет представлять интересы всех собственников при выборе и заключении договоров с управляющими компаниями.
Таким образом, управление многоквартирным жилым домом – это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как выбрать способ управления домом?
Жилищный кодекс РФ налагает на собственников помещений обязанность выбрать способ управления домом в течение года до дня проведения конкурса по выбору управляющей организации органами местного самоуправления. Вероятно, что дата проведения таких конкурсов должна быть заранее известна, то есть как минимум не меньше чем за один год.
ЖК РФ предлагает три способа управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией.
Выбор способа управления зависит от того, сколько квартир в доме, насколько платёжеспособны и дисциплинированы жители, какие управляющие организации есть на рынке жилищно-коммунальных услуг, какие отношения сложились с ресурсоснабжающими организациями, установлены ли общедомовые и поквартирные приборы учета и т.д.
Критерии (условные) выбора способа управления домом:
Собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно выбирают способ управления домом исходя из выбранных критериев в зависимости от конкретной ситуации.
Непосредственное управление
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками возможны следующие варианты отношений со сторонними организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги (рис. 1):
Договоры на поставку коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) заключаются с каждым собственником помещения в доме от своего имени.
Договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме заключаются со всеми или с большинством собственников помещений в доме. При этом, все или большинство собственников выступают в качестве одной стороны в договоре.
В интересах всех собственников по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников по доверенности от остальных собственников помещений в доме.
Рис. 1. Заключение договоров на коммунальные услуги с каждым собственником помещения в доме
Заключение договоров на жилищные услуги, одной из сторон в которых являются все собственники помещений в доме
Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги от имени всех собственников помещений в доме одним из собственников, действующим по доверенности
Управление ТСЖ, ЖК, ЖСК
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом, другими потребительскими кооперативами), указанные юридические лица вправе заключать в соответствии с законодательством РФ договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах собственников помещений в доме.
Таким образом, существует две схемы договорных взаимоотношений между собственниками помещений в многоквартирном доме и организациями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг при способе управления домом посредством ТСЖ, ЖК, ЖСК (рис. 2):
Собственники помещений в многоквартирном доме делегируют право заключения договоров на поставку жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья (ЖК, ЖСК). Делегирование функций на заключение договоров может быть закреплено в решении общего собрания собственников, в уставе ТСЖ, ЖК, ЖСК, в договоре управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме делегируют право заключения договоров на поставку жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья (ЖК, ЖСК), а товарищество собственников жилья (ЖК, ЖСК) в свою очередь заключает договор управления с управляющей организацией, которая осуществляет поиск поставщиков услуг и заключает с ними договоры от имени товарищества собственников жилья (ЖК, ЖСК).
Рис. 2. Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги ТСЖ, ЖК, ЖСК от имени всех собственников помещений в доме
Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги управляющей организацией от имени ТСЖ, ЖК, ЖСК
Управление управляющими организациями
При выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме заключают с выбранным управляющим договоры управления, в которых должно быть указано:
состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Договор управления, заключаемый с управляющей организацией по всем своим признакам, подпадает под признаки договора оказания возмездных услуг, предусмотренного гражданским законодательством РФ.
В соответствии со ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель (Управляющая организация) обязан оказать услуги лично. То есть, управляющая организация либо сама оказывает часть жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, либо является посредником между собственниками помещений в доме и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Договоры с организациями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг заключаются управляющей организацией с поставщиками от имени собственников помещений в доме (рис. 3).
Рис. 3. Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги управляющей организацией от имени всех собственников помещений в доме
Таким образом, существующее жилищное законодательство достаточно полно отражает реалии сложившихся отношений в области управления многоквартирными жилыми домами, предоставляет собственникам возможность выбрать наиболее удобный способ управления недвижимостью как инструмент реализации права распоряжения своей собственностью.
Наталья Габрусь,
Лекс-Консалтинг (Тюмень)
Консалтинговая группа «Лекс»
Опубликовано в журнале «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера», №6, июнь 2006 г.
kvartplata.info
Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственностиЧто же подразумевает порядок управления подобным строением?
Порядок управления многоквартирными домами
Основы, на базе которых осуществляется управление жилыми объектами, являющимися государственной собственностью России, ее образований и субъектов местного самоуправления, определяются статьей 163 Жилищного кодекса. Положения, находящиеся в данной статье, являются новшеством для российского жилищного законодательства и в отличие от статей 16, 17 предыдущего кодекса от 1983 года, которые закрепляли централизованную управленческую систему фондом жилья, предлагают систему, которая адекватна для рыночных отношений.
Согласно новому законодательству управление многоквартирным домом, помещения которого являются государственной собственностью, имуществом субъектов РФ или структур местного самоуправления, осуществляется в порядке, который установлен соответствующими уполномоченными органами (гос- или исполнительной власти, структурами местного самоуправления).
В кодексе отсутствует детальное регулирование управленческой системы жилищным фондом государственного или местного уровня через определение звеньев на местном, региональном или федеральном уровнях.
Кодекс устанавливает бланкетную норму, которая определяет, что процедуры руководства многоквартирным домом, помещения которого пребывают в городской, региональной или федеральной собственности, устанавливаются органами, указанными в данной норме. Это позволяет каждому собственнику лично определять порядок управления собственным имуществом, который будет оптимальным в конкретном случае.
Что же подразумевает порядок управления подобным строением? Это означает, что для органов госвласти или местного самоуправления, а также государственных и прочих учреждений, которые отвечают за руководство таким многоквартирным домом, устанавливаются определенные указания, содержащиеся в соответствующих нормативных актах. В таких документах должны быть определены способы, которые помогут достичь управленческих целей, указанных в пункте 1 статьи 161 Жилищного кодекса.
Важно отметить, что несмотря на название статьи, она определяет не только порядок управления многоквартирными домами, помещения в которых пребывают в государственной собственности или субъектов России и структур местного самоуправления, но и теми жилыми объектами, в которых доля такого имущества в общих собственнических правах составляет больше половины.
Специфика объекта управления
Пункт 1 комментируемой статьи Жилищного кодекса определяет специфику объектов управления, помещения которых относятся к собственности Российской Федерации. Она состоит в том, что на такое строение собственнические права принадлежат одному публично-правовому образованию и ни на одно помещение в нем, независимо от того жилое оно или не жилое, не имеет собственнических прав какое-то другое лицо.
В таком здании нет совместного имущества, это возможно исключительно в тех случаях, когда имеют место два или более владельцев помещений, которые индивидуально определены. Так же исключается наличие общего собрания владельцев. Подобных строений стало больше 1 марта 2013 года после того, как была закончена бесплатная приватизация.
Субъект права собственности
Субъектом собственнических прав в многоквартирном доме, помещения в котором относятся к государственной или муниципальной собственности России, может быть лишь одно лицо. Если исходить из этого положения, становится понятно, что руководство таким жилых зданием определяется уполномоченным федеральным исполнительным органом, органом госвласти или местного самоуправления, исходя из положений, которые определены Жилищным кодексом. Полномочия органов определяются Правительством России.
Подобный порядок является заменой решению общего собрания владельцев помещений, расположенных в многоквартирных домах, на помещения в которых имеют собственнические права различные лица.
Положения пункта 1 статьи 163 не применяются по отношению к зданиям, которые пребывают в собственности ни одного публично-правового образования, муниципальных образований или физических лиц. В таком случае управляющим органом многоквартирного дома является его высший управленческий орган – общее собрание владельцев помещений, которые должны в порядке, установленном законом, выбрать один из возможных методов управления, которые указаны в статье 161 в пункте 2 Жилищного кодекса.
Способ управления управляющей организацией
Управляющей организацией является коммерческая структура или индивидуальный предприниматель, которым по решению владельцев помещений передаются полномочия по вопросам управления совместных имуществом, создания безопасных и комфортных условий жизни особ и предоставлению коммунальных услуг.
В данном случае заказчиком услуг такой организации выступают уполномоченные структуры от лица РФ:
- органы госвласти;
- структуры региональной власти;
- муниципальные образования.
Выбирается такая управляющая структура на конкурсной основе. Осуществляется это на основании Постановления Правительства №75, закрепляющей критерии, по которым отбирается управляющий.
Особенности процесса отбора управляющей организации в случае, когда собственником жилья являются органы государственной власти или местного самоуправления:
- управление управляющей структурой – единственно возможный способ руководства, который заранее предопределен нормативными документами;
- такая организация выбирается на основании результатов открытого конкурсного отбора. В случае если такой отбор не состоялся – без проведения конкурса;
- в качестве организатора конкурса могут выступать как сами органы госвласти или местного самоуправления, так и привлеченное лицо, с которым заключен соответствующий контракт.
После того как управляющая организация определена, с ней заключается соответствующий контракт. В данном случае условия заключения такого договора должны быть зафиксированы в конкурсной документации.
Нужно отметить, что разработан специальный порядок, по которому отбирается управляющая организация структурами местного самоуправления. Регламентируется он ФХ № 94 от 21.07.2005 года. В этом случае заказчиком услуг выступают структуры местного самоуправления/органы, которые ими уполномочены, или юрлица, которые привлечены заказчиком по соответствующему контракту для организации и проведения конкурса.
Выбор управляющей организации
Пункт 2 статьи 163 определяет, что существует один возможный способ руководства многоквартирным домом, если часть в праве совместной собственности на совместное имущество Российской Федерации, ее субъекта или структуры местного самоуправления составляет больше половины. Таким единственно возможным вариантом является управление управляющей организацией.
На законодательном уровне закреплено, что управляющая организация выбирается органом местного самоуправления, исходя из результатов открытого конкурсного отбора, который был проведен согласно Правилам, утвержденным Правительственным постановлением от 06.02.2006 года №75.
Обусловленность подобного подхода состоит в том, что в случае преобладания публичной части в праве совместной собственности на общее имущество в подобном строении, решения по большему числу вопросов, которые бы выносились на голосование общего собрания владельцев жилья в многоквартирных домах, были бы изначально предрешены. Это положение в определенных случаях ограничивало бы права и законные интересы лиц, которые владеют и проживают в жилищах такого типа.
Требование, которое законодатель выдвигает к методу выбора управляющей структуры путем объявления открытого конкурса, способствует достижению цели обеспечить одинаковые условия для функционирования организаций различных форм собственности (частной, государственной и др.). Управлять многоквартирным домом, о котором идет речь в статье 163, могут и индивидуальные предприниматели. Контракт с отобранной управляющей структурой должен заключаться на условиях, которые соответствуют требования статьи 162 ЖК России.
Эксперты дают положительную оценку положениям, находящимся в статье 163 ЖК России. Их правильная реализация позволит прекратить беспорядочный подход к содержанию государственного жилищного фонда.
advokat-malov.ru
Способы управление многоквартирным домом | ozhkh.ru
Управление многоквартирным домом требует не только усилий и вкладов на ремонт и обслуживание, но и владения основами юридических знаний. Существует законы, касающиеся ЖКХ, и их численность ежегодно растет. Трудно понять, что в этом потоке информации важно, а что нет, но это следует знать для отстаивания интересов жителей больших домов, а жизнь в них значительно различается от жизни в личном доме. Чтобы решить проблемы в МКД, требуется регулярно собираться владельцам квартир, а способ управления многоквартирным домом выбирается жителями.
Виды управления домом
Согласно статьи 161 ЖК РФ есть три формы управления многоквартирным домом:
- непосредственное;
- управление многоквартирным домом ТСЖ или ЖСК;
- управляющей компанией.
Они имеют как преимущества, так и недостатки. Это зависит от ситуации, которая сложилась в конкретном случае и от выбора собрания собственников. Виды друг от друга мало чем отличаются, каждый из них может быть выгодным и обеспечивающим права владельцев жилья. Жилищное законодательство четко определяет меру вины за промахи руководящего лица компании, которая осуществляет управление многоквартирными домами. В любом случае жильцов обеспечивают и снабжением водой, и отоплением, и обслуживанием лестничных площадок и близлежащей территории. Также необходимо оповещать граждан о действиях и планах управляющей организации.
Непосредственное управление
Одновременно и простейший, и сложнейший вид организации обслуживания дома – это непосредственная форма управления. Такой вид возможно вводить исключительно в маленьких зданиях, где насчитывается не больше тридцати квартир. Поэтому такие способы управления многоквартирным домом невозможны в крупных домах, в них выбираются другие способы. Это делают, чтобы затраты на организацию обслуживания, ремонта несли обладатели жилья.
Взносы за ЖКУ вносят жители, несмотря на то, владеют они квартирой в здании или арендуют ее. К минусу этого вида относится то, что ответственность поделена на всех жильцов, а спросить за огрехи не с кого. В таких случаях по уголовному или административному кодексу не понесет наказание никто. При выявленных нарушениях у местных органов власти требуют провести аукцион для выбора управляющей компании.
Но такое возможно лишь при действительных нарушениях, которые мешают жить в здании. А когда владельцам квартир подходит непосредственная форма, то услуги от компаний, поставляющих ресурсы, оплачиваются ими напрямую. Также проблемы по вывозу мусора, уборке лестничных площадок и придомовой земли решаются правообладателями жилья. Если всех это устраивает, то это лучший способ.
При этом главное – это по правилам устроить собрание владельцев, остановить свой выбор на подходящей форме и без ошибок заполнить протокол. А если существуют разногласия по проблемам обслуживания в МКД, то лучше подписать контракт с управляющей организацией, которая проведет нужные работы.
Преимущества непосредственной формы
Главным плюсом такой формы управления заключается в том, что хозяева жилья не несут ответственность за деятельность управляющей компании, а все услуги, которые она предоставляет, выполняются ей полностью. Также владельцы квартир не отвечают за неуплату взносов за ЖКУ другими жителями дома. А собственники жилого здания при этом сами выбирают управляющую организацию, напрямую, без посредников. В такой ситуации они не платят за услуги и работы, которых нет в договоре.
Но у такой формы правления есть и минусы:
- из бюджета не выделяются средства на ремонт;
- как уже писалось выше, никто не контролирует проводимую работу, так как в законе нет “рычагов” для проверки;
- составленный договор на предоставление услуг, например, вывоз мусора, должны подписать не менее пятидесяти процентов владельцев квартир. Если нет такого количества подписей, то договор признается недействительным.
Хоть услуги на поставку ресурсов и обслуживание недорогие, ремонт (внеочередной и капитальный) будет стоить недешево. К тому же, собственники никак не влияют на поставщиков услуг.
Управление ТСЖ и ЖСК
Различий управления многоквартирным домом ТСЖ и ЖСК нет никаких. Для реализации правления созывают собрание не менее двух раз в год и избирают председательствующего и правление. На председателя возлагают обязанности по организации сервиса следующих услуг:
- уборку территории;
- вывоз мусора;
- оказание ЖКУ;
- внеочередной и капитальный ремонт.
По закону за это несут ответственность правление и председательствующий, ведь на них остановили свой выбор голосующие. Если этого не происходит, то нужно обратиться в орган, который контролирует компании. За свою деятельность председатель получает деньги, поэтому должен полностью вкладываться в свое дело.
Различие между ТСЖ и ЖСК только единственное – ЖСК организуют в здании, которое возведено на деньги жителей. Граждане могут поменять способ управления на ТСЖ в многоквартирном доме или на управление управляющей организацией, а вот вернуться назад на форму управления домом ЖСК уже не выйдет. Поэтому перед сменой формы следует взвесить плюсы и минусы.
ТСЖ организуют в любом жилом доме или комплексе зданий, объединенных общими коммуникациями. Если большей части жителей не подходит эта форма, то на совете избираются управляющие компании, специализирующиеся на выполнении подобных работ.
Когда в МКД отсутствует достойный активист, который будет за это отвечать, но вносить изменения в вид управления многоквартирным домом жильцы не желают, то ТСЖ или ЖСК находят управляющую организацию и подписывают с ней соглашение на оказание ЖКУ, а форма управления многоквартирным домом остается прежней.
Управляющая компания, как форма управления
Сегодня управляющие организации выполняют обязанности по обслуживанию дома во всех городах страны. Подобная форма выгодна по многим причинам:
- Под крылом управляющей организации можно собрать много жилых зданий, которые расположены в любом месте города.
- Управляющая организация работает, чтобы получить больше дивидендов, вследствие этого об окладах всех служащих заботится она, для этого не надо созывать собрание владельцев и решать этот вопрос.
- Управляющая организация договаривается о начале обслуживания и с ТСЖ, как способом управления многоквартирным домом, и с ЖСК. Также она может и напрямую управлять домом. Такой вид удобен при непосредственной форме управления жилым домом или, когда жильцы платят прямо поставщикам ресурсов.
Как заключать договор управления?
Перед тем как это сделать, следует провести собрание владельцев квартир и большим количеством голосов выбрать подходящую форму. На совете также решают, какую сумму вносить за ремонт, содержание и обслуживание жилого здания, как использовать нежилые помещения и близлежащую территорию. Все насущные проблемы также выносятся на обсуждение.
Заключение такого договора служит основанием для проведения работ по обслуживанию и управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья и управляющей компанией. При составлении следует подробно изучить пункты соглашения и только после подробного ознакомления его подписать. Выполняя работу, управляющая организация соблюдает действующее законодательство и заключенный контракт. Поэтому рекомендуется четко излагать требования в договоре, чтобы избежать разночтений.
Управляющую организацию постоянно проверяют как контролирующие органы, так и сами обладатели жилых помещений. Владельцы квартир могут жаловаться на ненадлежащий сервис управляющей организацией, и она выполнит требования по предоставлению ЖКУ согласно жилищному законодательству.
После заключения договора с хозяевами квартир, управление жилым многоквартирным домом управляющей организацией возлагается на ее плечи, она предоставляет услуги, проводит ремонтные и прочие работы. В обязанности компании входит содержание домового и придомового имущества в подобающем виде и его соответствие техническим стандартам и условиям. Эти условия можно найти в российском законодательстве, которое обеспечивает целостность и сохранность жилого здания.
При подписании договора надлежит удостовериться, что в него вписаны требования по обслуживанию и управлению многоквартирным домом. Это нужно, чтобы жизнь в нем была комфортной. В форме договора видно, как его правильно составлять и какие подписи требуются для того, чтобы признать его законным. При оспаривании решения только этот документ обладает силой.
Как происходит управление домом
О порядке можно прочитать в правилах по реализации управления многоквартирного дома. Это есть в постановлении номер 416 Правительства РФ от 15 мая 2013 года. В этом документе установлены параметры управления многоквартирным домом, запросы к управляющим организациям, их права и обязанности по отношению к владельцам.
Также там можно узнать о том, как хранить техдокументацию и как отправлять ее в управляющую компанию, которую выбрали на смену действующей организации, как составлять договор на оказание услуг ЖКХ. Управляющая организация информирует всех собственников о том, что она сделала, планах по предстоящим работам, предлагает тарифы на коммунальные услуги, организовывает аварийные и диспетчерские пункты.
Лицензирование управления многоквартирным домом
Сегодня на территории страны действует закон (статья 192 ЖК РФ) о лицензировании, который введен относительно недавно. В нем оговорено, что лицензию на управление многоквартирным домом, возможно взять лишь управляющая организация. Такое нововведение принято после многих выявленных нарушений у компаний, которые недобросовестно выполняли свою работу. После жалоб собственников квартир такие организации лишают лицензии и лишают пожизненно на проведение работ по оказанию услуг жителям многоквартирных домов. Также это сделано для того, чтобы несколько жилых зданий не могли управляться одной управляющей организацией.
Чтобы получить лицензию на управление многоквартирным домом, управляющая организация обращается в Госжилинспекцию с заполненным заявлением. После этого ее экзаменуют в лице руководителя, а затем, если экзамен сдан, УО платит госпошлину. Это все, что нужно от нее для получения лицензии.
Когда управляющая организация не соответствует требованиям владельцев жилых квартир, и на нее поступает много жалоб, то Госжилинспекция отзывает лицензию или вычеркивает многоквартирный дом из перечня зданий, входящих в список домов, которые нужно контролировать. Такие нововведения помогают сделать управление МКД предельно ясным и видимым любому собственнику.
ozhkh.ru
Управление многоквартирными домами
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что производить управление многоквартирными домами можно несколькими способами. Владельцы помещений вправе сами решать какой вариант их больше всего устраивает. Если жилой дом находится в государственной собственности, то согласно Жилищному кодексу необходимо провести открытый конкурс для того, чтобы выбрать управляющую компанию.
Управленческая деятельность должна преследовать следующие цели:
- обеспечивать комфортные и безопасные условия для жизни людей;
- содержание в надлежащем состоянии подъезда, чердака, коридора и пр.;
- предоставление ЖКХ услуг;
- эффективно распределять финансовые средства владельцев жилья и пр.
Виды форм управления многоквартирным домом
Управление многоквартирным домом без посредников
Такая форма подразумевает, что владельцы жилья могут самостоятельно принимать решения о том, как и в каком порядке обслуживать общие помещения и проводить ремонты или реконструкцию, а также распределять денежные средства. Все вопросы обсуждаются на коллективном собрании владельцев жилья. Решения могут приниматься при помощи заочного или очного голосования.
При такой форме управления каждый владелец жилья имеет право заключать соглашение на предоставление коммунальных услуг лично с уполномоченной организацией. Также на собрании собственников можно выбирать доверенное лицо, которое будет представлять интересы большинства жильцов.
Управление многоквартирным домом ТСЖ, которое является самостоятельным юридическим лицом
Согласно нормам российского жилищного законодательства разрешается создание одного ТСЖ как на одно здание, так и на несколько жилых домов или даже целого квартала. Такая форма управления подходит и для индивидуальной застройки. Все решения при таком способе управления принимаются на коллективном собрании всех членов ТСЖ во главе с председателем.
Товарищество имеет право поручить выполнять работы по благоустройству или ремонту владельцам жилья или нанимать рабочих по трудовому соглашению. Также согласно законодательным актам разрешается привлекать для этих целей подрядные организации. ТСЖ имеет право заключать договоры, которые касаются обслуживания здания.
Управление многоквартирным домом при помощи потребительского кооператива
Жилищный кооператив – одна из форм управления жилым домом. Такая организация является самостоятельным юридическим лицом. В состав жилищного кооператива входит председатель и все владельцы помещений в доме. Такая схема управления имеет свои особенности:
- может запрещать или разрешать сдавать в аренду помещения в здания;
- ЖК может самостоятельно делать выбор, по какой схеме производить подсчет голосов при голосовании;
- для такого вида управления на законодательном уровне не предусмотрено никаких правил. ЖК имеет право самостоятельно устанавливать правила и прописывать их в своем Уставе.
Управление многоквартирным домом при помощи управляющей компании
Согласно российского законодательства в области жилищного хозяйства собственникам жилья разрешается производить выбор способа управления многоквартирным домом самостоятельно. Если на протяжении года они не воспользовались этим правом, то закон разрешает местным администрациям проводить открытый конкурс для выбора управляющей компании. В таком случае жильцам в течение года не разрешается менять выбранную УК.
Также хартия предусматривает, что представители местной власти могут назначить конкурс, если по истечении срока действия договора на обслуживание многоквартирного дома, жильцы не знают с какой управляющей компанией дальше подписывать соглашение. Если местные органы власти не провели вовремя конкурс, то любой житель многоквартирного дома может подать на них в суд. Основания для этого прописаны в российском Жилищном кодексе.
Как проводить конкурс для выбора УК?
Процедура проведения конкурса имеет свои особенности:
- конкурс должен проводиться открыто. В случае выявления нарушений следует обращаться в ФАС;
- процедура проведения должна быть одинакова для всех организаций, вне зависимости от форм собственности;
- конкурс должен быть доступен для всех желающих;
- конкурс должна контролировать специально созданная комиссия, в обязанности которой также входит определение победителя;
- конкурс должен проходит согласно всех норм и рекомендаций, установленных российским законодательством.
Особенности процедуры выбора формы управления
Владельцы помещений могут принимать решения о выборе формы управления на коллективном собрании. Эту процедуру допускается проводить в следующих формах:
- очного голосования. Такой вариант подразумевает, что на собрании будут присутствовать заинтересованные собственники помещений, а голосование будет проводиться одновременно для всех присутствующих;
- заочного опроса. В этом случае владельцы жилья получают бюллетени, которые они должны будут заполнить и предоставить счетной комиссии не позднее установленного срока. Вариант голосования в заочной форме разрешается применять тогда, когда на общем собрание присутствовало недостаточное количество человек.
Организатор собрания должен сообщить всем владельцам жилья где можно будет узнать результаты голосования.
Процедура выбора формы правления при участии собственников жилья
Подготовка к коллективному собранию
Организовать коллективное собрание может любой владелец жилья в многоквартирном доме. Для этих целей за десять дней до его проведения необходимо оповестить всех владельцев помещений. Желательно уведомлять в письменной форме. Для этого в ЖК предусмотрено несколько способов извещения:
- при помощи заказного письма под роспись получателя;
- вручение лично под роспись;
- размещение информации о проведение собрания на доске объявлений в подъезде.
- Для уверенности в том, что все владельцы жилья знают о проведение собрания рекомендуется совмещать эти способы извещения.
Текст уведомление обычно включает в себя следующие сведенья:
- должны быть указаны конкретные данные о времени проведения;
- необходимо указать место, где будет проходить сбор;
- текст повестки дня;
- об инициаторе собрания;
- где жильцы дома смогут узнать о результатах собрания;
- в какой форме будет произведен сбор и голосование и прочая полезная информация.
Составление проекта протокола
Хартия предусматривает, что для проведения коллективного собрания необходимо подготавливать проект протокола. Обычно этот документ включает в себя вопросы, стоящие на повестке дня, а именно:
- порядок выбора секретаря и главы (председателя) собрания;
- назначение членов счетной комиссии;
- определение в какой форме и кем будет производиться управление зданием;
- необходим ли конкурс для выбора УК;
- определение с местом хранения протокола с результатами собрания.
Правилами оформления такого рода документации предусмотрено, что после каждого вопроса необходимо указывать предложения, которые вносит инициатор коллективного собрания и остальные владельцы квартир. Также необходимо в нем зафиксировать итоги голосования и принятое решение.
Процедура регистрации участников коллективного собрания
Перед началом коллективного собрания необходимо зарегистрировать всех его участников. Эта процедура включает в себя следующие мероприятия:
- произвести перепись всех присутствующих на отдельном бланке под подпись;
- произвести проверку документов: паспорта и документов, подтверждающих право на владение помещением.
Процесс голосования и оглашение результата
В обязанности организатора входит оповещение всех жителей дома на протяжении десяти дней о принятом решении. Законом предусмотрены определенные действия:
- извещение в виде объявления необходимо вывесить в доступном всем жителям месте;
- бюллетени для голосования необходимо прошить вместе с протоколом и подписать. На главном листе ставиться подпись комиссии, секретаря и председателя собрания. На сшиве свои подписи должны оставить председатель и секретарь.
Процедура выбора формы управления при заочном голосовании
Это процедура включает в себя следующее: необходимо предоставить всем владельцам жилья извещения и бланки для голосования. Это входит в обязанности инициатора собрания. В бланке должна указываться следующая информация:
- данные о собственнике жилья: ФИО и данные паспорта;
- время и место куда необходимо сдавать бюллетени;
- данные документов, которые подтверждают право на владение квартирой;
- текст повестки дня с графами для голосования.
Также в обязанности организатора входит подсчет голосов. Решение является принятым, если за него проголосовало минимум 50 процентов плюс один голос. Все результаты такого голосования необходимо записывать в протокол. При заочной форме опроса уведомлять о результатах и компоновать документы необходимо таким же образом, как и при очной форме.
При любой форме голосования необходимо четко соблюдать всю процедуру проведения этого мероприятия и фиксировать все принятые решения. Некоторые рекомендуют прилагать фотоматериалы. Все это может стать доказательствам, если недовольный результатами владелец помещения захочет подать исковое заявление в суд.
От грамотного выбора управления многоквартирного дома зависит то, как этот дом будет обслуживаться и каким образом будет происходить распределение средств на его содержание.
bytrf.ru
Управление управляющей организацией | ГКУ «Центр реформы в ЖКХ»
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе избрать такой способ управления многоквартирным домом, как управление управляющей организацией (ст. 161 ЖК РФ).
Для этого общее собрание собственников помещений должно принять решения об:
избрании способа управления МКД управляющей организацией;
избрании конкретной управляющей организации;
Управляющая организация — коммерческая организация, оказывающая профессиональные услуги по управлению многоквартирными домами.
При выборе способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме заключают с выбранной организацией договоры управления, в которых должно быть указано:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Договоры с организациями — поставщиками жилищно-коммунальных услуг заключаются управляющей организацией от имени собственников помещений в доме.
Рис. 3.
Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги управляющей организацией от имени всех собственников помещений в доме
Управляющая организация должна составить годовой план управления многоквартирным домом, в котором отражается весь перечень оказываемых услуг и работ на текущий год, выполняемых собственными силами и силами подрядных организаций и обязана ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. Собственники помещений вправе расторгнуть договор управления многоквартирным домом (ст.162 ЖК РФ). При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия, такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Раскрытие информации управляющими организациями о своей деятельности
www.center-kgh.ru
Управление домом управляющей компанией | Блог инженера теплоэнергетика
Здравствуйте, друзья! Управление многоквартирным домом управляющей компанией является одним из трех видов управления МКД. О двух других (непосредственное управление и ТСЖ) я писал в предыдущих статьях на сайте. Прежде всего, надо понимать, что любая управляющая организация – это коммерческая организация, бизнес. А основная цель бизнеса — прибыль. Поэтому и выстраивать отношения собственникам квартир многоквартирного дома следует, исходя из вышесказанного.
То есть владельцы квартир в доме должны уметь торговаться с управляющей компанией, исходя из своих интересов, искать разумный коммерческий компромисс. Основой отношений собственников помещений в доме с управляющей компанией, безусловно, является договор управления многоквартирным домом. Об этом я подробно писал в этой статье. В идеале собственники, конечно, должны уметь выбирать управляющую организацию. То есть в соответствии с законами рынка сравнивать различные управляющие организации и по различным критериям выбирать из них лучшую.
К сожалению, не всегда и не везде так бывает. Часто приходится наблюдать, что УК фактически монополизирует управление домами. Во многом так происходит из-за пассивности в выборе управляющей организации большей жильцов дома. Также и управляющие компании применяют «маленькие футбольные хитрости» для этого. Вот, например, в многоквартирном доме, где я живу, управляющая компания постоянно инициирует и проводит собрания жильцов дома в будний день, в 14 часов дня. То есть в то время, когда большинство жителей дома на работе. Замечу, самых активных и деятельных жителей.
Как я уже говорил выше, в идеале при выборе УК необходимо ознакомиться с результатами предыдущей деятельности данной УК, узнать отзывы о ней, из доступных источников посмотреть результаты финансовой и хозяйственной деятельности управляющей компании. Особенно стоит обратить внимание, как управляющая компания контактирует с собственниками жилья, и как отчитывается перед ними за проделанную работу. Просто необходимо, считаю, чтобы у управляющей организации был свой сайт в сети Интернет, где каждый собственник квартиры мог посмотреть всю ту информацию, о которой я писал выше. Кстати, вот способ предоставления информации жителям необходимо предусмотреть в договоре управления МКД. Очень хорошо для имиджа и привлекательности УК, если у нее свое периодическое издание, газета. Это еще один плюс в пользу такой УК.
Еще один важный момент при выборе управляющей компании – это наличие лицензии у нее. Дело в том, что Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предусматривает с 1 мая 2015 года для УК обязательное наличие лицензии. То есть осуществлять свою деятельность с мая 2015 г. они могут только на основании лицензии. Она выдается бессрочно и действует только на территории того субъекта России, где она была выдана.
Основным юридическим документом, регламентирующим отношения между УК и собственниками жилья в доме является договор управления многоквартирным домом. Как говорят в таких случаях, важность его трудно переоценить. В идеале, с проектом договора управления жильцам лучше ознакомиться до того собрания, на котором будет принят этот договор. Чтобы люди могли посмотреть и высказать свои соображения и предложения. Если управляющая компания была выбрана на общем собрании собственников помещений в МКД, то договор управления заключается на условиях, указанных в решении этого общего собрания, оформленном протоколом. Если же выбор УК был сделан органом местного самоуправления на основании конкурсного отбора (в случаях, когда собственники не избрали ни один из предложенных ЖК РФ способов управления домом), то договор управления заключается на условиях, изложенных в конкурсной документации.
В договоре обязательно должен быть предусмотрен отчет о деятельности и выполнении условий договора управляющей организацией. Обычно это I квартал года. Размер оплаты за управление, содержание и ремонт общего имущества в МКД определяется на общем собрании жильцов дома с учетом предложений от управляющей компании и устанавливается на срок не менее одного года. Если же на общем собрании жильцов решение об установлении размера оплаты за управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не принято, то размер данной платы устанавливается органом местного самоуправления.
Установление размера оплаты за жилищные услуги — это на сегодняшний день компетенция жильцов МКД. Размер оплаты устанавливается в результате переговоров, «круглого стола», между УК и жильцами дома, в лице Совета дома. И по идее, каждый многоквартирный дом должен иметь индивидуальный размер этой оплаты, в соответствии с проблемами и потребностями этого дома. На практике, конечно, далеко не всегда так бывает. Управляющая компания нередко выставляет единый размер оплаты для всех домов, входящих в ее сферу деятельности.
В процессе работы управляющая компания должна составлять годовой план управления домом, в котором отражается весь перечень оказываемых услуг и работ на текущий год, выполняемых собственными силами и силами подрядных организаций. Этот план — основа для определения размера платы за жилое помещение. Данный план подлежит утверждению на общем собрании собственников помещений. Объем выполняемых своими силами работ и услуг управляющая компания определяет самостоятельно, исходя из экономической целесообразности.
teplosniks.ru